Звонок из МВД
Злоумышленник представляется следователем или другим
сотрудником госструктур и говорит, что на имя абонента пытались оформить
подложный кредит или снять деньги со счёта. Суммы, как правило, называют
крупные. В отдельных вариантах сценария фальшивый следователь может
суровым тоном задавать разные вопросы, чтобы у жертвы возникло
ощущение, что её в чём-то подозревают. Кульминация сценария — перевод
звонка на фальшивого сотрудника Центробанка «для уточнения
информации». Обескураженная и, возможно, даже напуганная жертва
называет данные карты, в том числе CVV-код и срок действия. Зная эти
данные, мошенники могут покупать разные товары в интернете от имени
владельца карты.
Во-первых, настоящий следователь ничего не может знать о движениях
средств по вашему счету. Просто потому что это банковская тайна, и её не
предоставляют без решения суда. Во-вторых, реальный следователь просто
технически не сможет перевести звонок на сотрудника Центробанка. Свои
сомнения можно проверить, позвонив в дежурную часть МВД
самостоятельно — так вы уточните реальное наличие сотрудников
в ведомстве.
Помогите бедному менеджеру
А этот сценарий рассчитан на сочувствие. Мошенник представляется
сотрудником банка, где обслуживается жертва, и запинающимся от волнения
голосом говорит, что случайно указал его данные при финансовой операции
с другим клиентом. Если срочно всё не отменить, его оштрафуют или уволят.
А для отмены нужны секретные данные карты. Дальше всё по старой схеме:
мошенник узнает CVV-код и обнуляет счёт жертвы.
Сам сценарий далёк от внутрибанковских реалий. Для отмены
и коррекции ошибочных операций у сотрудника есть внутренние
регламенты — ему не нужно обращаться к клиенту.
Ваша карта заблокирована
Классика телефонного мошенничества в новой интерпретации. Жертва
слышит в трубке голос банковского робота, который сообщает, что карта
заблокирована в связи с подозрительной операцией. Далее робот переводит
звонок на псевдосотрудника банка, а дальше как обычно — уточнение
информации и сбор секретных данных. Схема работает, потому что у многих
жертв голосовые помощники ещё не ассоциируются с мошенничеством, хотя
технически имитировать их работу вовсе не сложно.
Ещё один вариант — мошенники не звонят, а присылают SMSуведомление о блокировке счёта. В нём указывается «безопасный счёт», на
который рекомендуется перевести деньги в течение 24 часов. В противном
случае банк заблокирует их на долгий срок.
Банковские роботы всегда звонят с коротких номеров, а не обычных
абонентских. И главное — для идентификации клиента не нужны секретные
данные, такие как CVV-код и срок действия карты. Что касается «безопасных
счетов», то у банков вообще нет такого инструмента для клиентов. При
блокировке карты дистанционный доступ к ней просто замораживается до
выяснения обстоятельств.
Вас обманули по телефону? Мы поможем!
Свежий и довольно циничный сценарий, направленный на жертву уже
состоявшегося телефонного развода. Мошенник представляется сотрудником
юридической компании и сообщает, что потерянные деньги можно вернуть,
да ещё и получить с обидчика компенсацию за моральный ущерб. Но для
этого нужно оплатить услуги компании (как правило, сумма небольшая по
сравнению с предыдущим «уловом» мошенников) или заплатить налог — тут
возможны варианты. Обнадёженная жертва переводит деньги на указанный
счёт.
Честные юридические компании работают официально, с договорами
и чеками. А главное, откуда они узнают про обман?
Звонок от оператора связи
Относительно новая схема обмана работает так: мошенники звонят под
видом оператора мобильной связи и требуют подтвердить личность. Проще
говоря, им нужны паспортные данные. В противном случае «оператор»
грозится отключить связь, что, в свою очередь грозит потерей доступа
к аккаунтам и банковским картам и счетам, которые привязаны к номеру
телефона. На самом деле, полученная личная информация жертвы может
быть затем использована для получения кредитов или с другими нечестными
целями.
Совет стандартный: не сообщать персональные данные неизвестным
лицам. Все вопросы с оператором лучше решать, перезвонив ему
самостоятельно.
Как не попасться на уловки мошенников
«Это же явный обман!», «Ну как на такое можно повестись?» —
подумают многие. Но не стоит забывать, что главные козыри — эффект
неожиданности и напор, с которым мошенники общаются с жертвами. Они
не дают времени осмыслить и проверить информацию и торопят с принятием
решения — такова тактика всех сценариев обмана.
Запомните три правила общения с подозрительными абонентами,
и мошенники вас не проведут:
Не сообщайте CVV и коды, которые приходят в SMS. Настоящие банки
никогда не запрашивают эту информацию.
При малейших сомнениях кладите трубку. Всегда можно уточнить
информацию по официальным номерам банков или государственных
структур.
Если абонент вас торопит, агрессирует или давит на жалость, тоже
кладите трубку. Представители официальных организаций не должны
так общаться.
МТС