«Ваша карта заблокирована» и другие популярные схемы телефонного мошенничества

Звонок из МВД
Злоумышленник представляется следователем или другим
сотрудником госструктур и говорит, что на имя абонента пытались оформить
подложный кредит или снять деньги со счёта. Суммы, как правило, называют
крупные. В отдельных вариантах сценария фальшивый следователь может
суровым тоном задавать разные вопросы, чтобы у жертвы возникло
ощущение, что её в чём-то подозревают. Кульминация сценария — перевод
звонка на фальшивого сотрудника Центробанка «для уточнения
информации». Обескураженная и, возможно, даже напуганная жертва
называет данные карты, в том числе CVV-код и срок действия. Зная эти
данные, мошенники могут покупать разные товары в интернете от имени
владельца карты.
Во-первых, настоящий следователь ничего не может знать о движениях
средств по вашему счету. Просто потому что это банковская тайна, и её не
предоставляют без решения суда. Во-вторых, реальный следователь просто
технически не сможет перевести звонок на сотрудника Центробанка. Свои
сомнения можно проверить, позвонив в дежурную часть МВД
самостоятельно — так вы уточните реальное наличие сотрудников
в ведомстве.
Помогите бедному менеджеру
А этот сценарий рассчитан на сочувствие. Мошенник представляется
сотрудником банка, где обслуживается жертва, и запинающимся от волнения
голосом говорит, что случайно указал его данные при финансовой операции
с другим клиентом. Если срочно всё не отменить, его оштрафуют или уволят.
А для отмены нужны секретные данные карты. Дальше всё по старой схеме:
мошенник узнает CVV-код и обнуляет счёт жертвы.
Сам сценарий далёк от внутрибанковских реалий. Для отмены
и коррекции ошибочных операций у сотрудника есть внутренние
регламенты — ему не нужно обращаться к клиенту.
Ваша карта заблокирована
Классика телефонного мошенничества в новой интерпретации. Жертва
слышит в трубке голос банковского робота, который сообщает, что карта
заблокирована в связи с подозрительной операцией. Далее робот переводит
звонок на псевдосотрудника банка, а дальше как обычно — уточнение
информации и сбор секретных данных. Схема работает, потому что у многих
жертв голосовые помощники ещё не ассоциируются с мошенничеством, хотя
технически имитировать их работу вовсе не сложно.
Ещё один вариант — мошенники не звонят, а присылают SMSуведомление о блокировке счёта. В нём указывается «безопасный счёт», на
который рекомендуется перевести деньги в течение 24 часов. В противном
случае банк заблокирует их на долгий срок.
Банковские роботы всегда звонят с коротких номеров, а не обычных
абонентских. И главное — для идентификации клиента не нужны секретные
данные, такие как CVV-код и срок действия карты. Что касается «безопасных
счетов», то у банков вообще нет такого инструмента для клиентов. При
блокировке карты дистанционный доступ к ней просто замораживается до
выяснения обстоятельств.
Вас обманули по телефону? Мы поможем!
Свежий и довольно циничный сценарий, направленный на жертву уже
состоявшегося телефонного развода. Мошенник представляется сотрудником
юридической компании и сообщает, что потерянные деньги можно вернуть,
да ещё и получить с обидчика компенсацию за моральный ущерб. Но для
этого нужно оплатить услуги компании (как правило, сумма небольшая по
сравнению с предыдущим «уловом» мошенников) или заплатить налог — тут
возможны варианты. Обнадёженная жертва переводит деньги на указанный
счёт.
Честные юридические компании работают официально, с договорами
и чеками. А главное, откуда они узнают про обман?
Звонок от оператора связи
Относительно новая схема обмана работает так: мошенники звонят под
видом оператора мобильной связи и требуют подтвердить личность. Проще
говоря, им нужны паспортные данные. В противном случае «оператор»
грозится отключить связь, что, в свою очередь грозит потерей доступа
к аккаунтам и банковским картам и счетам, которые привязаны к номеру
телефона. На самом деле, полученная личная информация жертвы может
быть затем использована для получения кредитов или с другими нечестными
целями.
Совет стандартный: не сообщать персональные данные неизвестным
лицам. Все вопросы с оператором лучше решать, перезвонив ему
самостоятельно.
Как не попасться на уловки мошенников
«Это же явный обман!», «Ну как на такое можно повестись?» —
подумают многие. Но не стоит забывать, что главные козыри — эффект
неожиданности и напор, с которым мошенники общаются с жертвами. Они
не дают времени осмыслить и проверить информацию и торопят с принятием
решения — такова тактика всех сценариев обмана.
Запомните три правила общения с подозрительными абонентами,
и мошенники вас не проведут:
 Не сообщайте CVV и коды, которые приходят в SMS. Настоящие банки
никогда не запрашивают эту информацию.
 При малейших сомнениях кладите трубку. Всегда можно уточнить
информацию по официальным номерам банков или государственных
структур.
 Если абонент вас торопит, агрессирует или давит на жалость, тоже
кладите трубку. Представители официальных организаций не должны
так общаться.
МТС

Читайте дальше